Июнь 25, 2008

Мск-Спб т/х Бауман

Filed under: Uncategorized — admin @ 19:55

Второй год подряд с Мостурфлотом отправляюсь в круиз.
Что можно сказать… Если в прошлом году мне сильно повезло как с туристами, так и с командой, то ныне… Кхм.
Ну, по пунктам. Начнем с хорошего.

1)Энергичный, без пафоса, с чувством юмора капитан. Нечасто встретишь людей с подобным статусом, которые не становятся замкнутыми на себе снобами. С искренним уважением буду вспоминать этого человека.
2)Бары работают на стоянках, в том баре, где еще был ресторан, забыл название, помоему - “Чайковский” обслуживание на уровне европейских баров. Вежливо, с улыбками, пепельницы не успевают заполняться даже до трех сигарет, меняют почти сразу. в целом ничего особенного, если не помнить, что все это на совковом теплоходе. порадовало.
3)В каюте чистота, как в операционной. Убираются явно на совесть. В наличии холодильник, что так же порадовало.

Ну, собственно, это всё о хорошем.

О плохом - всё остальное. я не буду вдаваться в детали, выделю только то, что особенно раздражало
1)Главный директор круиза. Женщина-немка с отвратительным(она считает его очень хорошим) русским языком, колючим взглядом и тоном в повелительном наклонении. Я понимаю, что персонал надо держать в строгости, но зачем этого монстра выпускают к туристам?
2)Питание в ресторане. Расчитанно на людей, кто любит жаренные овощи, лук и т.п. Во всех блюдах. Выбора почти нет, а если и есть, то из равнозначных блюд, которые так же нельзя есть. Я бы туда не ходил, НО. на теплоходе негде купить еды. Просто отсутствует как класс. Даже лимон на закуску к коньяку бармен в баре Панорама доставал из каких-то собственных запасов. На остановках совковые магазины с заплесневевшей колбасой(Российчкая глубинка, блин. Как там люди живут?). Кошмар. Но я, опытный турист, вспомнил что было в прошлом году на другом теплоходе Мостурфлота (то же самое), прихватил с собой закусок, фруктов и т.п. Холодильник решает.
3)Скукотища. Экскурсии и т.п. - все прекрасно, но на стоянках. В ходу - нечем заняться. Пить надоедает на второй день, я не умею просто столько пить. Свежий воздух и панорама на берегу - прекрасно, но ненадолго. Я не поэт и не художник, неделю смотреть на природу - немного не мое. Развлекательная программа на борту…. хромает. Казино нет, бассейна нет, площадки для гольфа нет, спортзала нет, из магазинов только сувенирка с матрешками и т.п. Я понимаю, что это не океанский лайнер и бассейн с площадкой для гольфа просто не поместятся, но что-нибудь можно было придумать.
4)Прошлый раз были интересные туристы молодые, персоналу разрешали общаться с туристами и т.п. В этот раз мне не повезло по обоим пунктам.

И еще сотня мелочей, которые испортили отпуск. Сделал для себя неутешительный вывод, что в русские круизы современному человеку ходить рано. Ограничусь пока морскими от томпсонов и принцесс.

p.s. И еще, после обсуждения на форуме, я понял, что переборщил с обобщениями. Хотелось бы подчеркнуть - всё вышесказанное - мои личные впечатления, я не навязываю их никому и выложено исключительно с целью поделиться именно МОИМИ впечатлениями. многие со мной несогласны и имеют полное на это право, ибо двух одинаковых людей и мнений не бывает.
я кончилdixi.

Июнь 5, 2008

25 лет трагедии на теплоходе "Александр Суворов"

Filed under: Uncategorized — admin @ 11:55

Сегодня 25 лет со дня крупнейшей катастрофы на речном флоте

5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход “Александр Суворов” (проекта 92-016, приписан Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону) совершавший круиз Москва-Ростов-на-Дону в 22.45 минут, зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста.

В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек. В качестве основных причин катастрофы по официальной версии стали халатность команды теплохода и железнодорожников. Первым инкриминировали халатность при несении вахты и ошибочный выбор для прохода теплохода несудоходного пролета. Вторым -  неспособность обеспечить правильную световую сигнализацию на нужном пролете моста. Но общей версией стал пресловутый “человеческий фактор”.

После аварии теплоход оттащили на судоремонтный завод в Измаиле, где полностью восстановили. После чего теплоход был передан в собственность Волжского пароходства и сменил ростовскую прописку на нижегородскую. Теплоход и сейчас работает на российских круизных линиях. В прошедшие выходные, 31 мая, “Алесандр Суворов” вновь напомнил о себе. Совершавший круиз выходного дня Москва-Тверь-Москва, при шлюзовании во втором шлюзе Канала Москвы, произошел удар теплоход винтовым комплексом о часть шлюзовой стенки, в результате чего винты были повреждены и теплоход изменив маршрут ушел на ремонт, а круиз был прерван.

“Теплоход по имени Смерть..”

“Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на “Суворове” вкусно готовили. Потом объявили - будет разыгран аукцион. Поэтому все устремились в зал на верхней палубе - и не только ради аукциона: многим хотелось посмотреть по телевидению детектив “Возвращение “Святого Луки”.

До моста - пять минут хода. На часах - 22 часа 45 минут. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте - предстояло вахтить ночью.

Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда “Суворову” оставалось до него метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного - и в том ужас, - теплоход шёл в шестой пролет моста, через который суда и меньших габаритов пройти не могли!

Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в панику, но принялась предупреждать по радио вахтенных на “Суворове”. Диспетчеры успели даже предупредительные ракеты пустить в полном отчаянии, потому что было уже ясно: остановить судно или заставить его, как “Титаник” от айсберга, хоть чуть отклониться уже невозможно.

Не сбавляя скорости, “Суворов” врубился в пролет…

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на “Титанике”, - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка.

Этот тихий, быстро погасший удар, срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа набитым людьми.

Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И казалось что не сильный удар для многих оставшийся не замеченым так потряс фермы моста что вагоны опрокинулись и вниз на “Суворова” посыпались уголь, зерно, бревна.

Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом, и еще метров триста после него. И только потом “Суворов” замер на глади реки.

* * *

Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы…” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива…” И тут же умерла.

Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой…

Перед началом фильма многие заглядывали в зал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А, с женой тоже попытался войти, но душно показалось. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул: потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности…

Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, как это могло случиться: жены погибли, а они живы? А просто: жены тянули кино смотреть, а у них интерес был другой - выпить хотелось, остались. Теперь молятся на эту бутылку.

Капитан Клейменов выжил. По сведениям, Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. По его рассказу, он еще вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Это на одном допросе. На другом заявил, что сознания не терял.

* * *

Набат трагедий пробудил гниль - мародеров. Они стянулись на берега вниз по реке, вылавливали трупы и снимали все, что можно снять: джинсы, обувь…

Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были Мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов…

Перед следствием стояло много и задач и одна из них – отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ: почему “Суворов” двинулся в заведомо не проходимый пролет?

На рассвете 6 июня никто не представлял объема беды. Ни один из членов правительственной комиссии, ни один из следователей не смог бы назвать количество жертв.

Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь…”.

Экипаж “Суворова” жил на борту. Шли допросы.

Всех интересовала та повариха, которую поздравляли с днем рождения: как она отмечала праздник? При этом можно не сомневаться, что она станет отрицать какое бы то ни было застолье. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, толкнувшее огромный теплоход к прохождению моста с неслыханными нарушениями правил, - нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял.

В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:

- халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже.

Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.

В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

Леонид Репин
16.05.1998
“Комсомольская Правда”

Поврежденный участок моста после удара теплохода

Кормовая часть теплохода

Контуром показаны снесенные ударом об мост надстройки теплохода

По материалам сайта речного флота Riverfleet.ru

Теплоход “Александр Суворов” на Канале Москвы. 30 мая 2008 года. Фото: [info]rechnoi_dozor

Теплоход “Александр Суворов” в Самаре. 2006 год. Фото: '[info]'alexvess

Теплоход “Александр Суворов” в Саратове. 2006 год. Фото: '[info]'mifishkin