Август 20, 2008

Путешествие по Енисею

Filed under: Uncategorized — admin @ 11:59

Продолжение фоторассказа о путешествии по великой сибирской реке Енисею. Ранее мы познакомились с городом Красноярском, а сейчас посмотрим как же выглядит и чем живет Енисей.

Итак, Красноярск остался за кормой и нам предстоит путешествие до северного порта - Дудинки.

Этот маршрут теплоход проходит за 3 дня с небольшим (86 часов). В пути будут остановки в городах Лесосибирск, Ярцево, Ворогово, Туруханск, Игарка и многих других. Там где причалов нет - высадка будет производится с борта на борт: к теплоходу подходят моторки и грузы с пассажирами перемещаются с одного судна на другое.

Кстати, в обратную сторону, с севера на юг, теплоход будет уже идти чуть более 5 дней - течение.

Туристических рейсов по Енисею уже нет. Раньше, до 2003 года на реке работал комфортабельный четырехпалубный теплоход “Антон Чехов”. Но последние четыре года он возит туристов из Москвы в Санкт-Петербург. Пассажирские перевозки осуществляются двумя трехпалубными судами проекта 588. Это “Александр Матросов” и “Валерий Чкалов”. Есть также рейсы и на дизель-электроходах проекта 785 (”Михаил Лермонтов”) и на теплоходе проекта 646 “Профессор Близняк”. Также пассажирские перевозки между населенными пунктами выполняют скоростные пассажирские суда типа “Зари” и “Восхода”.

Енисей ниже Красноярска. Чем то напоминает берега Волги и Камы, в месте их слияния.

Но постепенно ландшафты меняются и верх берут горные очертания, характерные для рек восточной Сибири.

Ниже Атамано-Шиверский переката Енисей с обеих сторон сжат скалами – необычайно живописное место, именуемое Атамановской трубой.

“….Далеко разносятся звуки сырой ночью. Где-то проревела сирена «скорой помощи», тоненький луч, перегнав нас, ускользал в сторону Красноярска. Звуки сирены удалялись, но слышались еще долго-долго…
— Что тут? — спросил я.
Капитан пробурчал неохотно:
— Могу только сказать, что к этому берегу нельзя приставать…
Я вышел из рубки, чтобы вглядеться пристальнее. Внизу мерз кто-то, у поручней. Смотрел на прожектора, попыхивая цигаркой.
— Что тут? — заинтересованно спросил я.
— А… девятка, малый, девятка… Кака «девятка»? Поработаешь полгода, жена на развод подаст… — Помолчал, почмокал цигаркой. — Железногорск-город, слыхал? На карте нет, а весь Енисей знает. Говорят, поболе самого Красноярска. И в магазинах все есть. Ей-бо, не вру!.. Раньше, слыхал, тут зэки доживали. Кого по приговору в расход. А кого, может, без приговора… Смертники. Охрана, значит, менялась каждые пять минут, ну, а они… потом, не думай, лечили. По науке… Из нашей деревни тут парень служил на действительной, ныне тоже лечится… Бандит-от, который по приговору, он согласие давал в шахте работать, протянуть еще сколько-то… А солдата нешто спрашивают… Нет, теперь тут вольные. Бо-ольшие деньги платят. Вольному воля…
Прожектора еще долго маячили за кормой желтым пятном…”

На берегу расположен сверхсекретный прежде город Железногорск (он же Атомград, он же Красноярск-26 или просто «Девятка»). Железногорск был основан в августе 1950 года в связи со строительством подземного горно-химического комбината по производству оружейного плутония-239. Комбинат вступил в строй в 1958 году, а в 1959 г. – НПО «Прикладная механика», со временем ставшее одним из ведущих предприятий по производству космической техники. Широкую известность город получил в 1989 году в связи со строительством предприятия по переработке и захоронению ядерных отходов.

Вдоль самого берега Енисея тянется железная дорога, периодически ныряющая в тоннели, ведущие далеко вглубь гор, на склонах которых местами видны закрытые входы в штольни менее крупного размера. Прибрежная полоса отделена от воды забором с колючей проволокой, местами на берегу Енисея расположены сторожевые вышки.

Теплоход минует устье реки Кан, Павлово, где располагается база флота, и село Юксеево…

Одно из богатств края - лес.

Сначала такой:

А затем такой:

Енисей ниже посёлока Предивинск.

Дождь на реке.

Примерно на таком дизель-электроходе, как на снимке, и происходило действие рассказа “Казачинский порог”.

Теплоход подошел к Казачинскому порогу – самому труднопроходимому участку на Енисее. Порог образован скальными выступами и каменистыми грядами Енисейского кряжа, пересекающими русло по всей его ширине. Проводка судов против течения осуществляется единственным в Росси теплоходом-туером «Енисей», продвигающимся путём протягивания троса, проложенного по дну реки. Лишь совсем немногие суда (среди которых теплоходы 588 проекта) могут преодолевать порог против течения самостоятельно. Падение реки здесь превышает 1 метр на километр длины, а общая длина порога вместе с несколькими перекатами составляет 4 километра. Опасность для судоходства представляют подводные камни и большая скорость течения реки (20 км/ч), а гребни волн поднимаются на 2 метра. Русло Енисея в пороге сужается до 350 метров, а судовой ход – до 70 метров. При этом напомню, что Енисей в этом месте несёт больше воды, чем Волга у Нижнего Новгорода!


Кстати, кто-то может спросить, почему в наше время нельзя полностью расчистить порог, взорвав скалы на нём? Ответ прост: Казачинский порог – это естественная плотина, создающая подпор и поддерживающая значительные глубины выше по реке. Если её уничтожить, судоходство выше по Енисею до Красноярска окажется крайне затруднительным.

Берега Енисея перед устьем другой мощной реки - Ангары.

Слияние Ангары и Енисея.

От устья Ангары начинается Нижний Енисей. Ангара приносит так много воды, что ниже её устья ширина потока даже в самых узких местах не менее километра, а где русло пошире – два-четыре километра. Но очень долго ангарская вода не смешивается с енисейской, выделяясь своей голубизной и прозрачностью. Рельеф долины Енисея начинает меняться – правый берег становится гористым, а левый – низменным и во время разлива заливается водой.


Ниже устья Ангары на левом берегу Енисея расположен крупный промышленный город Лесосибирск, протянувшийся аж на 20 километров вдоль реки. Лесосибирск – один из крупнейших портов на Енисее, крупный промышленный центр края, перевалочная база грузов с железной дороги на речные суда и обратно.

Река в этих местах - больше чем просто река. Это основной вид связи (кроме авиации) между городами, поселками и деревнями расположенными на берегах Енисея. Кроме как по воде (и по воздуху) грузы не провезешь.

Из флота выделяются следующие суда. Небольшие и средние сухогрузные теплоходы, используются для перевозки контейнеров с товарами и разных навалочных грузов.

Буксиры-толкачи, разных проектов, наиболее распространен тип “РТ-600-700″ и буксиры проекта Р-14. Используются для буксировки и проводки составов как с нерудными материалами (песок, гравий), так и для работы с нефтеналивными составами.


Нефтепродукты танкерами (тип “ТН” и “Ленанефть”) везут с верховьев вниз, в морские порты Дудинки и Игарки.


Вверх по реке из Красноярска ходит «Восход» до Енисейска, а ниже по реке действуют линии Красноярск – Бор, Енисейск – Бор и Енисейск – Ярцево. Красноярск – Бор – самая дальняя линия, протяженностью 889 километров. «Восход» ходит по данной линии в среднем раз в три дня и преодолевает это расстояние за 15-16 часов.


На дальних пассажирских перевозках - суда проекта 588, 785 и 646.




По правому берегу между тем снова тянутся отроги Енисейского кряжа, опять приблизившиеся непосредственно к воде.

Типичная пристань на Енисее. В данном случае - Ярцево.


Кстати, в Ярцево есть не только пристань но и целый аэропорт.

Село Ворогово. Одним из главных событий в жизни села является прибытие теплохода с Большой Земли…


Енисей входит в Осиновские щёки – пожалуй, самый живописный район в нижнем течении реки. Река здесь с обеих сторон стискивается скалами, образующими узкий каньон, шириной всего 700 метров, при этом глубина реки составляет до 60-ти метров.

Скалистый остров на реке – «Кораблик».

Закат. Поселок Бор.

Как я уже отмечал выше, высадка и посадка пассажиров происходит не только на пристанях.

Еще одна из остановок.

Танкер на Енисее.

Старая хохма про то, что “хорошо в Сибири летом - целый месяц снега нету” на севере Красноярского края не подтверждается. Не смотря на июль по берегам Енисея лежит снег.

Местные жители перегружают товары, которые привез теплоход.


На берегу - Игарка.


Енисей возле конечной точки нашего путешествия имеет суровый и неприветливый вид. Дудинка.

Здесь и заканчивается наш речной путь.

В следующих частях рассказы о городах на Енисее: Дуденке, Игарке. А затем и о Норильске.

А ранее рассказывалось о Красноярске:
Путешествие по Енисею. Часть первая:  Немного о Красноярске, Красноярской ГЭС и Красноярских столбах.

А для того чтобы лучше почувствовать атмосферу путешествия по великой реке рекомендовал бы прочитать увлекательный небольшой рассказ о путешествии из Норильска в Красноярск, на теплоходе, в конце 50-х начале 60-х годов прошлого века. Очень пронзительный рассказ о нравах царивших в то время на теплохода и о самой реке.

Григорий Свирский. “Казачинский порог”.

Седой геолог встал, проревел своим таежным голоском, что ежели вольноотпущенники орелика не уймут…

Подействовало, вроде. Заиграли в картишки друг с другом, поглядывая недобро то на солдата, то на меня.

Я стал задыхаться от вони портянок, сивухи, раздавленной селедки. Как же раньше не чувствовал?..

Но… сейчас уйти?! Я присел на полку, искоса поглядывая на вторую группку стриженых картежников, которых поначалу принял за солдат… Играли свирепо. Дудинский, с наколками, парень проигрался в пух, отдал свою нейлоновую рубашку, ботинки, брюки; раскачивался на скамейке, в одних трусах, обхватив руками голые колени.

Седой геолог стремительно поднялся с пола, плюхнулся рядом со мной.

— Быстренько отсюда! — шепнул он. — Вас проиграли в карты!
— Что-о?!
— Идемте-идемте!.. Я эту публику знаю… Перепились. Играть не на что, — объяснил он, когда мы вышли на палубу. — «Порешишь жида, сказали этому… горемыке, — отыгрался…» Запритесь в своей каюте. Или лучше у меня. Но вначале сообщите капитану…

No Comments

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.